Подключение не удалось: SQLSTATE[08006] [7] FATAL: could not open file "base/16386/11838": Файловая система доступна только для чтения Прогноз ЧС на 2014 год | Территориальный центр анализа и прогноза угроз безопасности жизнедеятельности

Департамент гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

"Центроспас-Югория"

Территориальный центр анализа и прогноза угроз безопасности жизнедеятельности

Доклад об оперативной обстановке по чрезвычайным ситуациям и угрозам безопасности жизнедеятельности

Прогноз ЧС на 2014 год

Прогноз ЧС_2014

Прогноз ЧС_2014

Территориальный центр анализа и прогноза угроз безопасности жизнедеятельности

КУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория»

Прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014 году

Природные чрезвычайные ситуации

Весеннее половодье. Чрезвычайных ситуаций (ЧС), связанных с весенним вскрытием рек и прохождением высоких вод весенне-летнего половодья, не прогнозируется.

На основе статистических данных за 1999-2013 гг. в период весенне-летнего половодья возможны два сценария развития паводковой обстановки в мае-июне 2014 г.:

Сценарий 1 (благоприятный). При ранней и теплой весне (вскрытие рек в третьей декаде апреля) развитие событий предполагается по сценарию 2011-12 гг. – отсутствие предпосылок к образованию заторов льда и невысокие максимальные уровни половодья.

Сценарий 2 (неблагоприятный). При затяжной весне, позднем вскрытии рек (первая декада мая) и дружном, значительном потеплении в дальнейшем, повышается вероятность рисков затопления (подтопления) 26 населенных пунктов муниципальных образований на территориях Березовского, Белоярского, Ханты-Мансийского, Нефтеюганского и Нижневартовского районов (аналог — июнь 2007 года) (Рис.1).


Рис.1. Расположение населенных пунктов, подверженных риску затопления.

Природные пожары.

Пожароопасный сезон на территории округа обычно продолжается с начала мая (средняя дата за 20-летний период — 13 мая) до конца сентября (средняя дата – 13 сентября). Средняя продолжительность лесопожарного сезона составляет 134 дня. Первый пик лесных пожаров наблюдается, при условии сухой и теплой погоды, в середине мая — начале июня: после схода снежного покрова до появления молодой вегетирующей зелени. Второй, основной, пик приходится обычно на июль-начало августа (Рис.2).

 

Рис.2. Среднее месячное количество лесных пожаров

В мае лесопожарную опасность увеличивают сельхозпалы и палы травы в пойме рек, создающие риск перехода огня на лесной массив. Наибольшая вероятность возникновения таких пожаров существует в Кондинском и Ханты-Мансийском районах.

Параметры лесопожарной обстановки значительно меняются от года к году в зависимости от гидрометеорологических условий: температурного режима, распределения осадков, сроков схода и образования снежного покрова, количества зимних осадков, уровней воды в водоемах. В последние годы наблюдается увеличение продолжительности лесопожарного периода: раннее начало (апрель) и позднее окончание (конец сентября-октябрь) лесных пожаров. За двадцатилетний период (1993-2013 гг.) в среднем наблюдалось 552 пожара на площади 26540 га.

Среднемноголетнее распределение лесных пожаров по административным районам ХМАО-Югры представлено на рисунке 3. Как правило, наибольшее количество пожаров происходит в Нижневартовском районе, но, так как Нижневартовский район – самый крупный из всех девяти районов округа, более объективным является распределение по плотности пожаров – количество пожаров на единицу площади лесного массива.

 

Рис.3. Среднее количество лесных пожаров по районам ХМАО-Югры

По среднемноголетнему количеству лесных пожаров на 1 тысячу кв. км леса «лидирует» Кондинский район. Больше, чем в среднем по округу, плотность пожаров также в Советском, Нефтеюганском, Октябрьском, Ханты-Мансийском, Нижневартовском и Сургутском районах (рис.4).

 

Рис.4. Среднее количество лесных пожаров на 1 тысячу кв км площади лесов

Предварительный прогноз лесопожарной обстановки можно будет составить в конце марта, имея оценку количества зимних осадков, схода снежного покрова, прогноза половодья и максимальных уровней рек, прогноза температуры на вегетационный период. Исходя из гидрометеорлогических условий лесопожарная обстановка может развиваться по благоприятноому и неблагоприятному сценариям.

Сценарий 1 (благоприятный). В случае многоснежной зимы и продолжительного периода затопления речных пойм не прогнозируется превышение среднемноголетних параметров пожарной обстановки.

Сценарий 2 (неблагоприятный). При условии резкого раннего потепления с недобором весенних осадков, что достаточно вероятно, учитывая общую тенденцию изменения климата, возможно значительное ухудшение лесопожарной обстановки уже в мае, аналогичное ситуации весной 2011 и 2012 годов.

Опасные метеорологические явления (ОЯП). Количество ОЯП прогнозируется на уровне среднемноголетних значений (2-7 случаев). Наибольшая вероятность возникновения ЧС, связанных с погодными условиями, ожидается в Нижневартовском районе.

Техногенные чрезвычайные ситуации

В 2014 году прогнозируется не более 3 чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Риски возникновения ЧС на транспорте

Риски возникновения ЧС на объектах автомобильного транспорта

Количество крупных дорожно-транспортных происшествий, на дорогах автономного округа, прогнозируется на уровне среднемноголетних сезонных значений – не более 1 ЧС, на опасных участках дорог: ФАД Тюмень – Ханты-Мансийск, а/д Сургут – Нижневартовск (Рис.5).

Рис.5. Распределение количества ДТП.

Основными причинами ожидаются: нарушение правил дорожного движения, скоростного режима, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств, сложные погодные условия.

Риски возникновения ЧС на объектах железнодорожного транспорта

Вероятность возникновения аварий на железнодорожной сети округа, способных достигнуть масштабов ЧС локального уровня – не прогнозируется. Но существует вероятность возникновения аварийных ситуаций, связанных с естественным физическим износом технических средств, нарушением правил эксплуатации, ростом плотности населения вблизи железнодорожных объектов, несоблюдением населением правил личной безопасности в Нефтеюганском, Сургутском и Нижневартовском районах.

Риски возникновения ЧС на объектах речного транспорта

Вероятность возникновения аварий на объектах речного транспорта, способных достигнуть масштабов ЧС локального уровня – не прогнозируется. Но существует вероятность возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией маломерного флота, износом технических средств, нарушением правил эксплуатации, несоблюдением населением правил личной безопасности в Нижневартовском, Ханты-Мансийском, Березовском и Белоярском районах.

Риски возникновения ЧС на объектах авиационного транспорта

Прогнозируется не более 1 чрезвычайной ситуации техногенного характера на объектах авиационного транспорта, способных достигнуть масштабов ЧС локального уровня. Основными причинами могут быть физический износ технических средств, нарушение правил эксплуатации, несоблюдение правил безопасности на авиатранспорте.

 

Риски возникновения техногенных пожаров

Прогнозируется не более 1 чрезвычайной ситуации техногенного характера, связанной с пожарами. Наибольший риск возникновения ЧС в муниципальных образованиях и сельских поселениях Сургутского, Нижневартовского, Ханты-Мансийского районов, обусловленный нарушениями правил противопожарной безопасности, низкой пожарной защищенностью, неосторожным обращением с огнем, курением, нарушением правил эксплуатации транспортных средств, нарушением правил противопожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ.

Риски возникновения ЧС на потенциально опасных объектах

Риски возникновения аварий на РОО-БОО

Аварий на радиационно-, биологически опасных объектах, способных достигнуть масштабов ЧС – не прогнозируется.

Риски возникновения аварий на ХОО

Аварий на химически опасных объектах, способных достигнуть масштабов ЧС – не прогнозируется.

 

Риски возникновения аварии на системах ЖКХ

Аварий, способных достигнуть масштабов ЧС выше локального уровня – не прогнозируется. Существует вероятность возникновения, в зимнее время года, аварийных ситуаций на теплотрассах, нарушений работы коммунальных систем, связанных с большой изношенностью коммуникационных систем ЖКХ, перегрузкой оборудования в период сильных морозов и сильной жары, низкими температурами воздуха, человеческим фактором. Ежегодное количество происшествий представлено на рисунке 6.

Прогнозируется возникновение происшествий на уровне среднестатистических значений (4 происшествия) с вероятностью возникновения Рпр = 0,3.

Рис.6. Ежегодное количество происшествий в сфере ЖКХ

Наибольший риск возникновения аварий и происшествий на объектах теплоснабжения ожидается в сельских поселениях Октябрьского, Советского и Сургутского районов (информация ЦУКС МЧС России по ХМАО-Югре о среднем износе инженерных сетей на начало отопительного сезона 2013 г.). Износ инженерных сетей по районам и городам ХМАО-Югры представлен на рисунке 7.


Рис.7.Среднее значение износа инженерных сетей

Риски возникновения аварий на электросетях

Прогнозируется до 1 чрезвычайной ситуации техногенного характера связанной с объектами электроснабжения.

Наибольший риск возникновения происшествий на объектах электроснабжения ожидается в муниципальных образованиях и сельских поселениях Октябрьского, Нефтеюганского, Нижневартовского, Сургутского районов, что связано со значительным износом электроэнергетических систем, возрастанием пиковых нагрузок на системы электроснабжения в холодное время года, тяжелыми условиями эксплуатации технологического оборудования, человеческим фактором (Рис.8).


Рис.8. Среднее значение износа электроэнергетических систем

Риски обрушения зданий, сооружений, пород

Возникновение аварий с обрушениями зданий, сооружений, пород, способных достигнуть масштабов ЧС – не прогнозируется.

Нефтегазовый комплекс

Сохраняется вероятность возникновения аварийных ситуаций на объектах нефтегазового комплекса, буровых, нефте-газопроводах, связанная с большой изношенностью коммуникационных систем, условиями эксплуатации, человеческим фактором.

Наибольший риск возникновения аварий и происшествий на объектах нефтегазового комплекса ожидается в Березовском, Белоярском, Нижневартовском, Сургутском районах.

Биолого-социальные чрезвычайные ситуации

Учитывая постоянно осуществляемые комплексы профилактических и противоэпидемических мероприятий против инфекционных заболеваний людей на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, заболеваемость вирусными гепатитами, сальмонеллезами, туберкулезом прогнозируется на уровне среднемноголетних значений и ниже.

Тем не менее, по ряду заболеваний, в связи с природно-климатическими условиями, сложившимися бытовыми обычаями коренного населения и включением в эпидемиологический процесс большого количества людей, прибывающих из других регионов, эпидемическая ситуация в округе будет продолжать оставаться напряженной.

По предполагаемым данным, в 2014 году эпизоотическая обстановка сохранит свою стабильность за счет своевременного комплекса профилактических мероприятий.

Проблемных вопросов в области противодействия эпизоотиям не имеется.

В соответствии с «Обзором санитарного и лесопатологического состояния лесов за 2013 год и прогноз лесопатологической ситуации на 2014 год» санитарное состояние лесов в 2014 году прогнозируется как удовлетворительное.

Рекомендации по реагированию на прогнозы чрезвычайных ситуаций.

(органам местного самоуправления, субъектам территориальной подсистемы РСЧС)

1. В целях повышения надёжности снабжения объектов производственной и социальной сферы энергоносителями и теплоносителями:

— предусмотреть плановые мероприятия по обеспечению технической защиты систем газоснабжения, энергетики, водозаборных устройств и других объектов жизнеобеспечения населения от несанкционированного проникновения на них и нарушения режимов безопасного функционирования;

— проработать вопросы о подаче газа и электроэнергии объектам теплоэнергетики от двух и более газопроводов, линий электропередач, объектов водоснабжения;

— реализовать меры, обеспечивающие создание предприятиями и организациями теплоэнергетического комплекса, МУП ЖКХ муниципальных образований необходимых резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовку и поддержание в постоянной готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС на системах жизнеобеспечения;

— создать необходимые запасы топлива (включая аварийное и резервное). Восстановить работоспособность объектов хранения и подачи резервного топлива на газовых котельных;

— проводить тренировки и практическую проверку готовности аварийно-восстановительных формирований к действиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на системах жизнеобеспечения населения в условиях опасных природных явлений и низких температур.

2. Планировать и осуществлять переподготовку специалистов и руководителей, занимающихся эксплуатацией потенциально опасных объектов, систем жизнеобеспечения с целью повышения их профессионального уровня в общей системе управления рисками и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

3. Использовать возможности единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований для контроля за техногенной и природной безопасностью на системах жизнеобеспечения населения и адекватному реагированию на ранней стадии возникновения аварийных ситуаций, по недопущению их перерастания в чрезвычайные ситуации. В период прохождения паводков и осложнения лесопожарной обстановки через ЕДДС осуществлять контроль за уровнями рек, динамикой подтопления территорий, возникновением очагов лесных пожаров.

4. В период весенне-летнего половодья:

— организовать дежурство аварийных бригад и спасательных команд, оснащенных необходимым имуществом и оборудованием по действующим нормативам;

— организовать информационное взаимодействие с главами соседних муниципальных образований и владельцами гидротехнических сооружений (ГТС);

— осуществлять постоянный контроль за состоянием ГТС, мостовых сооружений, берегоукрепительных дамб и обеспечить их готовность к безаварийному пропуску паводковых вод;

— создать в необходимых объемах и номенклатуре запасы материально — технических средств и финансовых ресурсов на ликвидацию возможных ЧС и первоочередного жизнеобеспечение населения;

— провести комплекс мер по подготовке населения к экстренной эвакуации в безопасные районы, установить и довести до сведения каждого жителя сигналы об экстренной эвакуации и порядок действий по ним.

5. В период лесных пожаров организовать контроль (объезд, обход) воздушных линий электропередач, распределительных устройств (ОРУ, ЗРУ), головных трансформаторных подстанций, находящихся в лесных массивах. Определить и контролировать территории с жилыми домами и предприятиями, находящимися в зоне риска при лесных пожарах. Предусмотреть систему экстренного оповещения и недопущения гибели людей, имущества при лесных пожарах.

6. Для обеспечения стабильно-благоприятной санитарно-эпидемиологической и эпизоотической обстановке организовать выполнение профилактических мероприятий на постоянной основе:

— проведение разъяснительной работы по профилактике острых кишечных инфекций, острого вирусного гепатита «А», социально значимых болезней (СПИД, парентеральные гепатиты, туберкулез и т.п.);

— проведение вакцинации населения от гриппа. Особое внимание на представителей «группы риска»: медицинских работников, педагогов, работников сферы обслуживания и учащихся общеобразовательных учреждений;

— проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике антропозоонозных инфекций: туляремии, гемморрагической лихорадки с почечным синдромом (вакцинопрофилактика, дератизационные мероприятия, защитные мероприятия территории населенных пунктов и мест хранения продуктов питания от грызунов);

— проведение мероприятий по профилактике клещевого энцефалита и бореллиоза (разъяснительная работа среди населения о правилах защиты от клещей, вакцинопрофилактика);

— плановые диагностические исследования, профилактические вакцинации, дегельминтизации животных, дезинфекция и дератизация животноводческих помещений.

Начальник отдела статистики, анализа   и долгосрочного прогнозирования                                                                                                                                    А.Т. Будяну

Отдел статистики, анализа и

долгосрочного прогнозирования.

тел. (83467) 33-66-69.

e-mail: analiz2007@as-ugra.ru; http://reports.as-ugra.ru